В стране неравные правила игры для западных и российских интернет-магазинов

О будущем трансграничного интернет-шоппинга

Российские власти явно дали понять, что собираются ограничить покупки в иностранных интернет-магазинах. Решение это правильное и неизбежное.

В прошлом году в России объем рынка трансграничной торговли составил около $3 млрд. Это 20-25% всего онлайн-ритейла в стране. И если рынок в целом растет на 30% в год, то покупки за рубежом — на 50-60%. В нашей стране экономика заточена на импорт, как, скажем, в Австралии, Новой Зеландии или Канаде. Если исключить продукты питания, то более 90% товаров в интернет-магазинах — это импорт.

Но при этом если вы сейчас покупаете что-то за рубежом на сумму до 1 тыс. евро, то не платите таможенных пошлин и НДС. Получается, что в стране действуют неравные правила игры для западных и российских интернет-магазинов. Складывается очень странная ситуация, ведь любое государство поддерживает местный бизнес: предприниматели платят в стране налоги, нанимают на работу местных жителей. Это просто нечестно, в конце концов.

Более того, снижение не облагаемого пошлинами порога до 200 евро или даже ниже практически не повлияет на объем трансграничной торговли. Это заблуждение, что люди делают покупки в иностранных интернет-магазинах только из-за разницы в ценах. Безусловно, людей привлекают цены западных ритейлеров. Как в ресторане может привлечь хороший дизайн. Но возвращаются в ресторан не из-за дизайна, а потому что вкусно. Люди часто начинают делать покупки за рубежом, рассчитывая сэкономить, но продолжают они это делать благодаря огромному ассортименту. Мы гордимся, что на Wikimart 2 млн товаров, но у eBay — 150 млн. Никакие барьеры никогда не остановят трансграничную торговлю, так как разница между предложением у нас и на Западе колоссальная. Понимая это, мы открываем сейчас склад в Латвии: товары от европейских дистрибуторов будут поступать российским покупателям напрямую.

Самый плохой сценарий, который может произойти,— государство введет пошлины, но не продумает механизм их поступления. Если людям нужно будет куда-то ездить, заполнять формуляры, то это ударит по всей отрасли интернет-торговли России. Представьте: чтобы заплатить за парковку в центре Москвы, нужно было бы съездить на Центральный телеграф, постоять в очереди, заполнить бумажку… Многие стали бы с этим связываться? Сомневаюсь. Хорошая идея платного паркинга в центре города превратилась бы в полный бред.

Когда я сейчас что-то покупаю на Amazon.com, находясь в Европе, то я плачу пошлину прямо на сайте. Пошлина выше, чем в России, но все сделано очень удобно. Сильно сомневаюсь, что нашим таможенным службам удастся организовать подобный сервис.