Искусство вместо ремесла

В камерном актовом зале лондонской гостиницы, в окружении двух десятков стенфордских студентов, выступал лорд Джон Браун. Встреча была посвящена лидерству, а получилась немного про жизнь.

Всего несколько месяцев до этого Браун ушел с поста CEO BP, британской Росснефти, в которой служил почти сорок лет. Много интересного рассказал мистер Браун в тот вечер. Особенно мне запомнился заключительный тезис этого виднейшего еще вчера бизнес-лидера западного мира: «Лидеры никогда не уходят вовремя, никто. Включая меня»

Я тогда задумался: а что значит уходить вовремя?

Инвесторские компании подвержены четкому циклу. Фаундеры начинают мешать компании (и ее инвесторам) через 5-7 лет после создания. Преждевсего, это связано с циклом инвестиций. Во-вторых, это связано с личностным циклом развития самих фаундеров. Ну и разумеется, это связано с бизнесом –он стареет.

Наступает время — и успешный бизнес становится скучным – приторным,инертным, осторожным и жутко занудным. Исчезает динамика, становятся неважными полутона, пропадает драйв, уходит креатив. Компания все больше напоминает поезд, идущий по давно проложенным рельсам, где машинист –функция техническая. И даже главный инженер, прокладывающий эти рельсы, следует продиктованной извне логике. Бизнес стареет.

«А как же Магнит?» — спросите вы. Все правильно: Магнит (но не Яндекс) – это совсем другая история. Это история не инвесторская, а предпринимательская.Предпринимательские компании стареют только вместе с предпринимателем, инвесторские – когда приходит соответствующий этап развития. В этом разница.

В России, если честно, чистых, состоявшихся инвесторских кейсов очень немного. В электронной коммерции их всего два: КупиВИП и Викимарт. Остальные или не состоялись вовсе, или пошли совсем не по классике. Озон«постарел» на десять лет раньше, чем надо (об этом писал), другие и вовсе никогда не поднимали инвесторских раундов, так и росли сорняками.

Я начал строить Викимарт в 2008 году. Благодаря своему партнеру, Камилю,стал СЕО. Вдвоем с ним мы построили настоящий славный инвесторский кейс– компанию, которая принесет нашим инвесторам много денег. И нам немножко. Мы вольны были сами выбирать себе роли. Первые полтора годауправляли в проектном режиме – включались, куда получается. Потом случилось разделение, я стал СЕО. Меня хватило на четыре года менеджерской работы, стал проситься обратно в предпринимательство.Вначале у нас появился СОО, потом, через год, мы нашли полноценного СЕО. А я выбрал себе новую роль.Роль первой скрипки надежно передана в руки профессиональному менеджменту, а сам бывший скрипач примеривает кафтан дирижёра. Буду достраивать компанию в другом, уже в третьем качестве – как управляющий акционер.

Возникает вопрос — почему не остаться на управленческих ролях, тем более если компания еще не достроена? Разве «стало скучно» — это достойный ответ? Ну во-первых, да! Скука – это один из главных врагов счастья. Во-вторых, дело не в скуке. Дело в предназначении. Предпринимательство – это искусство. Менеджмент – ремесло. Замещать искусство на ремесло — это значит предавать свое предназначение. А оно этого не прощает.

Представляете, что бы было бы, если бы Микеланджело вместо скульптур принялся ваять заборы и фонтаны для богатых флорентийцев? Или Боттичелли стал бы наскоро клепать портреты богатых вдов? И тот, и другой быстро бы (но кратковременно) повысили свое благосостояние. И отказались бы от своей судьбы. Сошли бы с нее, как сходят с поезда те, кто не удосужился изучить, где его станция назначения, и тем более не понял, что прелесть езды в самой езде.

И оба сошли где-то под Таганрогом, среди бескрайних полей. И каждый пошел своею дорогой, а поезд пошел своей.

Короче, каждый сам выбирает себе судьбу. Кто-то идет в ремесленники, а кто-то остается в искусстве. Главное в жизни – это жить свою.